Эксклюзивные интервью дали ведущие педагоги СМТЛ в профессиональный праздник
12 октября 2015К празднованию Всемирного дня учителя учащиеся 9-х классов провели глубокие встречи с ведущими педагогами Самарского медико-технического лицея. Результаты встреч стали основой для формирования рубрики «НАШИ УЧИТЕЛЯ», которая была опубликована в лицейской газете «МЕТЕЛИЦА».
Учителя поделились словами благодарности и теплого отношения к лицею и с интересом ответили на вопросы
«Верить в себя!»
Преподаватель кафедры иностранных языков Самарского медико-технического лицея, учитель английского языка, педагог первой квалификационной категории- Первый раз я пришла в лицей в 2008 году. Сначала устроившись заместителем, я стала штатным преподавателем через месяц, поскольку поняла, что работать в лицее интересно.
- Каково было впечатление от МТЛ в начале работы?- Мне было достаточно сложно, ведь в лицее были очень высокие требования к преподаванию, много коллег с большим опытом и знаниями. Кроме того, учащиеся имели высокий языковой уровень, что кардинально отличалось от моего бывшего места работы, поэтому приходилось соответствовать и задавать тон учащимся. В общем, МТЛ показался мне заведением очень серьёзным и профессиональным.
- Были ли люди, с которыми Вы сдружились сразу? Кто Вам помог освоиться и чем?- Безусловно. С удовольствием отмечу Елену Владимировну Зыбанову, с подачи которой я и оказалась в лицее. С ней мы знакомы очень много лет и начали с ней общаться, когда попали в первый год проекта ЕГЭ – тогда, в 2000-2001, он был лишь пилотным. Мы ездили в командировки, были несколько раз в Сочи, обучаясь подготовке к ЕГЭ. Я знала, что она работает в лицее, и в один прекрасный момент она меня сюда и пригласила, когда возникла необходимость в учителе. Конечно же, она и дальше помогала мне, особенно первые полгода, которые были наиболее напряженными, рассказывала, как она работает с детьми, как она выставляет оценки, как строит свой курс – то есть делилась всем, чем могла. Она человек очень уверенный в себе, профессиональный и поэтому всегда готовый делиться опытом и помогать коллегам. Помогали также и другие коллеги, учителя по другим предметам, классные руководители. Если нужно перечислить – Ирина Николаевна Государева, Людмила Владимировна Пешкова, Ковалева Елена Александровна, а также директор лицея. Хотелось бы сказать, что Наталья Борисовна, на мой взгляд, очень мудрый руководитель и опытный человек, умеющий сглаживать острые моменты и дававший преподавателям адаптироваться к ситуации и решить проблему самостоятельно.
- Бывали ли какие-то забавные моменты или казусы в Вашей практике?- Довольно трудно вспомнить подобные моменты сразу. Каждый урок давал пищу для этого – как ребята, так и обсуждаемые темы были очень интересными. Но приятных моментов много. Ученики в лицее всегда внимательны, всегда поздравляют с праздниками, интересуются вашим днем рождения. Бывали моменты, когда я расстроенная заходила в класс, и они проявляли такт, поддерживали, спрашивали, что случилось и старались помочь. Этот человеческий момент и доброта учащихся очень приятна, как благодарность и понимание с их стороны. У нас были многочисленные поездки – ребята проявляли себя дисциплинированно, что меня очень удивило, и показывали себя с другой стороны.
- Если бы у Вас была машина времени, что бы Вы пожелали себе, как начинающему педагогу?- Относиться проще к ситуации, к жизни и возникающим проблемам. Верить в себя, в свои силы, в то, что ты поступаешь правильно. Часто зацикливаясь на своей работе, мы можем забыть о главном – о детях, о формировании знаний, о передаче опыта. Да и сейчас, я бы хотела сказать, что, когда мы гонимся за результатом, в сторону уходит момент воспитания и доброго общения. Наверное, самое главное, что нужно понять – вкус профессии, что это прекрасная работа, которая нужна людям, и просто получать удовольствие, не обращая внимания на проблемы.
- Что бы Вы пожелали своим коллегам на день учителя?- Как человеку – здоровья и спокойствия, так как работа очень напряженная. Как учителю, а также министерству образования нашего государства – возвращению доброты, воспитания человека, так как сейчас школы ориентированы только на результат, и момент становления личности часто упускают.
«Живите в радость!»
Преподаватель кафедры математики и информатики Самарского медико-технического лицея, учитель математики, педагог высшей квалификационной категории.- Около десятка лет назад.
- Каково было Ваше первое впечатление о МТЛ?- Очень приятное, тогда я вела у техников, 8 класс. Интересные были ребята: на переменах часто обсуждали различные книги и фильмы, на доске что-то постоянно рисовали, запускали физиков в космос. В общем, понравились дети. Еще тогда я отметила, что из-за того, что ученикам приходится постоянно выступать на сцене, они становятся смелее, более открыто выражают свои чувства, могут рассуждать на равне со взрослыми людьми.
- C кем из коллектива Вы сблизились сразу, и кто помог Вам освоиться на новом месте?- Работать в МТЛ меня пригласил Алексей Константинович Туркин. C Татьяной Михайловной Романьковой мы учились в одной студенческой группе, к ней я первое время приходила на уроки, чтобы лучше понять специфику работы в лицее. То есть, я знала многих педагогов из лицея, и, конечно, они мне очень помогли. Очень приятные воспоминания сохранились об Айдаровой Ларисе Константиновне, педагоге математики, сейчас она уже на заслуженном отдыхе. Было очень приятно, когда она меня опекала просто как молодого коллегу. Она всегда отвечала на любые мои вопросы и часто сама интересовалась, как обстоят мои дела, во всем помогала мне, будь это даже какие-то рабочие мелочи. Тогда мы работали в одном кабинете, и это было здорово.
- Если бы у Вас была машина времени, что бы Вы пожелали себе, как молодому педагогу?- Вот чем замечательна профессия педагога, так это тем, что ты молодеешь вместе с детьми. Когда берешь восьмой класс и доводишь до одиннадцатого, то взрослеешь. А потом выпускаешь класс, берешь новых восьмиклассников и будто бы опять молодеешь. Себе бы хотелось пожелать того же, чего и всем людям – жить в радость.
- Что бы Вы пожелали своим коллегам в их профессиональный праздник?- Наша профессия за последнее время стала какой-то очень тяжелой, стало много чего-то лишнего, возможно, документации, что мешает полностью отдаваться обучению детей. Так что коллегам я бы пожелала хорошо отдохнуть, чтобы потом опять с новыми силами продолжить свою работу.
«Всего можно добиться!»
Преподаватель кафедры математики и информатики Самарского медико-технического лицея, учитель математики, педагог высшей квалификационной категории.- Во – первых, здесь очень творческие и креативные дети. Дети, которые хотят получать знания, которые стремятся достичь больших высот в жизни – это меня просто поразило, было большим открытием, потому что в простых школах и ребята другие, уровень притязаний намного ниже.
- С кем из коллег вы быстрее всего подружились, кто помог вам почувствовать себя в МТЛ как дома? В чем была его важная помощь?- Вообще, чем лицей еще славится, это тем, что здесь дружный педагогический коллектив. Со всеми складываются очень теплые отношения: коллеги искренне радуются твоим победам, поддерживают, помогают. Одного человека здесь назвать нельзя. Например, как классный руководитель я перенимала опыт у Елены Викторовны Рыжковой. Мой сын учился у нее, а я ходила на родительские собрания как мама, старалась принимать участие во всех сборах и поездках. Мне нравилась ее работа с классом, поэтому брала пример с нее. Как математику мне очень помогали Чвирова Людмила Витальевна, Романькова Татьяна Михайловна. Я была новым человеком в лицее, а они в это время оказали мне большую поддержку: делились опытом, давали методические пособия, если что – то не получается – рассказывали как надо. Также ходила на уроки к Ионовой Елене Владимировне, пыталась понять, как преподнести детям ту или иную тему. Не могу не рассказать о таком замечательном учителе русского языка и литературы как Марусина Елена Евгеньевна. Литература в ее «исполнении» - это что – то шедевральное. Я старалась не пропускать ни один ее урок у своего первого выпуска. Каждое ее занятие есть нечто особенное, оно берет за душу, вдохновляет, учит мудрости. Спасибо им всем огромное!
- А были ли какие – то забавные моменты за время вашей учительской практики?- Нет, наверно, я очень строга, поэтому сейчас не могу вспомнить (смеется).
- Скажите, если бы была машина времени, что бы вы посоветовали себе, молодому начинающему преподавателю?- Не опускать руки и не бояться, ведь всего можно добиться, если прикладывать определенные усилия.
- Приближается день учителя. Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в этот праздник?- Удовлетворенности от своей работы; чтобы труд, который они вкладывали, возвращался им сполна. Для учителя очень важно, чтобы его старания не проходили даром. Большое значение имеет результат.
«Не бояться эксперементировать!»
Преподаватель кафедры математики и информатики Самарского медико-технического лицея, учитель информатики, Почетный работник общего образования, педагог высшей квалификационной категории.- В 1994 году
- Каково было ваше впечатление от МТЛ в начале работы?- Общаться с коллегами и работать интересно. Коллектив творческий, а потому большинство лицейских праздников ученики, учителя и даже администрация, делали совместно. Тогда на одной территории с МТЛ была школа искусств, где дети занимались музыкой – это тоже сыграло свою роль. В некоторых параллелях были кураторы – освобожденные учителя, которые могли что-то организовывать сразу со всей параллелью. В этом случае гораздо проще найти хорошего вокалиста, или, к примеру, танцора. Однако, основной смысл школы – учить детей, и подготовка в этом плане раньше, пожалуй, была слабее. В то же время поступали в лицей по конкурсу, через систему довольно сложных экзаменов и только в 8 класс, то есть отбирали «умных». При этом всех, у кого в годовых было больше четырех-пяти троек, отчисляли. То есть из «умных» оставляли трудолюбивых, - статус лицея в это время был очень высоким. Да и работать учителю в таких условиях намного проще. Сейчас всё сложнее… Творческой активности лицеистов и сейчас много, только дети делают что-то либо сами, или под руководством человека, который занимается всем этим по должности. Подготовкой выступлений теперь занимаются профессионалы. Это, наверное, правильно, - уровень мероприятий возрос, но атмосфера теплая, присущая тому времени, ушла…
- Были ли люди, с которыми Вы сдружились сразу? Кто Вам помог освоиться и чем?- Проблем вхождения в коллектив я не испытывал. Наталья Борисовна собрала вокруг себя людей творческих, общаться с которыми было интересно. Как и везде, с кем-то споришь, а с кем-то и ругаешься, но в любом случае - живешь полной, интересной жизнью.
- Бывали ли какие-то забавные или приятные моменты, казусы в Вашей практике?- Всегда. Иначе было бы скучно. Постоянно придумывали что-то увлекательное. Это продолжается и сейчас, правда, не так активно - рутины стало много.
- Если бы у Вас была машина времени, что бы Вы пожелали себе, как молодому педагогу?- Совет – не бояться экспериментировать и всё время учиться! И себе, и ему…
- Что бы Вы пожелали своим коллегам на день учителя?- Помните, ученики тоже люди. Их тоже нужно заставлять работать… Иногда…)
«Опыт — это главное!»
Преподаватель кафедры естественных наук Самарского медико-технического лицея, учитель физики, обладатель Грамоты Министерства просвещения РФ, педагог высшей квалификационной категории.- Где-то с 2000 года.
- Каково было Ваше первое впечатление о МТЛ?- Прекрасное. Конечно, мне сразу здесь понравилось здесь - было довольно чисто, спокойно, ученики были сообразительные, и атмосфера на уроках была рабочая.
- C кем из коллектива Вы сблизились сразу, и кто помог Вам освоиться на новом месте?- Мне помогли учителя физики, работавшие в лицее в то время, большинство из них в лицее уже не преподают.
- Если бы у Вас была машина времени, что бы Вы пожелали себе, как молодому педагогу?- Прежде всего, молодому педагогу я бы пожелал побыстрее набраться опыта работы, ведь в этой профессии опыт – одна из главных составляющих. Ну и, конечно, умных и способных учеников.
«Любая деятельность дается нелегко!»
Преподаватель кафедры гуманитарных наук Самарского медико-технического лицея, учитель истории.- В момент его открытия, 1992 год
- Каково было ваше впечатление от МТЛ в начале работы?- Я была потрясена детьми, пришедшими в лицей. Тогда принимали по конкурсу, поэтому, по сравнению с обыкновенной школой, сюда пришли замотивированные дети, готовые слушать. Учить их было удовольствием, сказкой. В лицей я пришла подготовленная, из школы 15 микрорайона, поэтому мне было с чем сравнить.
- Были ли люди, с которыми Вы сдружились сразу? Кто Вам помог освоиться и чем?- В то время работали представители высшей школы. На гуманитарном отделении работал Александр Иванович Репенецкий, доктор медицинских наук и заведующий кафедрой исторических наук в педагогическом университете (конечно, в то время он не имел таких регалий), Ленар Васильевич Храмков, ректор СамГУ, уже покойный, Власов, преподававший новейшую историю. С ними было полезно общаться и набираться опыта.
- Бывали ли какие-то забавные или приятные моменты, казусы в Вашей практике?- Много было не столько казусов, сколько приятных моментов. Детей было мало и все друг друга знали, обстановка была дружеская, а атмосфера располагающая.
- Если бы у Вас была машина времени, что бы Вы пожелали себе, как молодому педагогу?- Любая деятельность даётся нелегко.
- Что бы Вы пожелали своим коллегам на день учителя?- Удовлетворенности своей деятельностью и результатом своих трудов, ведь знания учеников – наша лучшая награда. Мира во всем мире.
«Быть активнее и не бояться!»
Преподаватель кафедры естественных наук Самарского медико-технического лицея, учитель черчения и рисования, Почетный работник общего образования, педагог высшей квалификационной категории.- Семь лет назад, в 2008 году. Работая в авиационном, я пришла на несколько часов в МТЛ – в 11 класс на начертательную геометрию, а в 8-9 – на черчение. Придя тогда на свой первый урок к 11 классу, я сильно волновалась.
- Каково было впечатление от МТЛ в начале работы?- Прекрасное, потому что до авиационного института я работала в школе и знала, что такое школа в обычном виде. Здесь деление класса на две группы и два часа вместо одного часа – очень хорошие условия для работы учителя и для того, чтобы научить чему-то детей.
- Были ли люди, с которыми Вы сдружились сразу? Кто вам помог освоиться и чем?- В основном, учителя черчения в школах в единичном количестве в каждой школе, как и я здесь. Поэтому я привыкла, что я осваиваюсь самостоятельно, и чувствовала себя обособленно в лицее. Хотя, я иногда сталкиваюсь с математиками в некоторых моментах, но больше с теми, кто работает в соседних кабинетах. При этом хочу сказать большое спасибо Наталье Борисовне за организацию труда. В обычной школе практически половина времени учителя занята составлением бумаг. В лицее же я смогла уделить больше времени творчеству, предмету и ученикам вместо бессмысленной бумажной работы.
- Бывали ли какие-то забавные моменты или казусы в Вашей практике?- Да, в начале моей карьеры, например, когда были очень сильные ученики. Мы решали задачи по начертательной геометрии, и они не умещались на доске. Здесь, под доской, находится пластик, и это отлично, потому что мы работали дальше на нём, плавно переходя на пол. Конечно, это было не так часто, и мы старались об этом никому не говорить, но очень забавно. У нас даже были снимки.
- Если бы у Вас была машина времени, что бы Вы пожелали себе, как молодому педагогу?- Быть активнее и не бояться. Когда я начинала работать, у меня всегда было много олимпиадников (в том числе международных), занимавших первые места, из-за чего меня и пригласили в авиационный институт. Но я всё равно не чувствовала себя выделяющейся – я не написала докторскую, не защитила диссертацию. Сейчас, начиная свою карьеру сначала, я бы это сделала.
- Что бы Вы пожелали своим коллегам на день учителя?- Поменьше бумажной волокиты и протоколов, больше времени для своего творчества и своего предмета.