Самарский медико-технический лицей

2022-2023

Локальные нормативные акты

> Приказ "Об организации наставничества" от 30.08.2022 №154-од
> Приказ "Об организации наставничества (дополнение)" от 10.10.2022 №213-од

Отчеты педагогов-наставников

> Андреева Ю.А. (наставляемый - Ковалюнас Д.А.)
> Барабанова М.А. (наставляемый - Михалкина О.П.)
> Гамина С.Н. (наставляемый - Бахтиерова Г.Б.)
> Кудрявцева С.Д. (наставляемый - Булгакова В.О.)
> Левченко О.А. (наставляемый - Бурдин А.С.)
> Лобачева Л.Н. (наставляемый - Проничева А.Ю.)
> Логинова Е.И. (наставляемый - Зиганшина М.А.)
> Назарова М.М. (наставляемый - Тимонина М.В.)
> Ненашева Т.В. (наставляемый - Цыбизова Т.И.)
> Пешкова Л.В. (наставляемый - Наземкин В.В.)

Материалы образовательного интенсива (2.11.2022)

> Презентация "О наставничестве в России, Самаре и СМТЛ" (сопроводительный текст приведен ниже)
> Фрагмент вебинара в рамках образовательного интенсива МБОУ Гимназия №3 - выступление Р.И.Файрушина
> Публикация в официальном сообщество МАОУ СМТЛ в социальной сети "ВКонтакте" - https://vk.com/wall-211351649_84

Сопроводительный текст к презентации

Начнем немного с истории. Понятие "наставничество" уходит корнями в греческую мифологию и происходит от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С того времени "Ментор" стало именем нарицательным и закрепилось как термин, синоним слова "наставник", то есть мудрый советчик, пользующийся всеобщим доверием, а наставничество ассоциируется с человеком мудрым, обладающим способностью научить, направить, часто являющимся образцом для подражания.

Первые идеи о выделении наставничества в относительно современной педагогике принадлежали Яну Амосу Коменскому, который в своих трудах "Великая дидактика" и "Пампедия" размышлял о наставничестве и роли учителя-наставника в воспитательном процессе. "Никто не может сделать людей нравственными или благочестивыми, – писал великий чешский дидактик своего времени, - кроме нравственного и благочестивого учителя-наставника". В отечественной педагогике наиболее известным теоретиком, размышлявшим о проблемах наставничества, стал Константин Дмитриевич Ушинский. Его слова в своей книге приводит российский историк Эдуард Дмитриевич Днепров: "Дело воспитания состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества, который был бы готов к самостоятельной жизни в обществе".

Шли годы. Педагогическая мысль и сфера образования проходили одну за другой ступени эволюции, и в один прекрасный момент встала необходимость привести весь многовековой опыт наставничества к некоему единообразию. И осмысленные шаги в этом направлении начали делать в нашей стране чуть меньше 10 лет назад.

В ходе вебинара "Педагог-методист и педагог-наставник: дайджест нововведений", который прошел 31 мая 2022 года на платформе "ЯКласс", Ольга Владимировна Бережнова, являющаяся экспертом федерального уровня по части дополнительных профессиональных программ педагогического образования, внесенных в Федеральных реестр соответствующих программ, напомнила, что процесс становления современной системы наставничества в российском образовании был запущен Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным. По итогам заседания Государственного совета России было опубликовано его поручение от 23 декабря 2015 года, согласно которому одной из главных целей развития данной сферы педагогической деятельности было "обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации <…>, предусмотрев издание соответствующих нормативных актов".

И первое время каждый из регионов и муниципалитетов старался внедрять всяческие меры поддержки как молодых специалистов, так и их более опытных коллег, что называется, по собственному усмотрению. К примеру, в Самарской области 25 ноября 2015 года вышло Постановление регионального Правительства "О мерах по реализации Закона Самарской области "О молодом специалисте в Самарской области", который был принят чуть раньше в том же году, а именно, 23 июня, и официально вступил в силу уже 6 июля. Следующим шагом стало Постановление Правительства Самарской области от 20.12.2018 №811 "О мерах по развитию наставнической деятельности в Самарской области и повышению качества подготовки кадров и внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 25.11.2015".

Но то были документы региональные. А вот на федеральном уровне первым основополагающим документом стало Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 25.12.2019 Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися". Правда, если вы обратили внимание, речь в самом заголовке документа шла о взаимодействии учащихся. Тем не менее, непосредственно рекомендации включали в себя отдельные пункты, где расписывалась целевая модель наставничества педагогических работников.

Главной ее целью являлось изначально и является по сей день создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий применения наставничества в общеобразовательных организациях, для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения, взаимообогащения, личностного развития педагогических работников, самореализации и закрепления молодых/начинающих педагогов в профессии.

 Моделью были определены следующие задачи:

-       способствовать формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников;

-       содействовать развитию механизмов формирования персональной траектории профессионального развития педагога;

-       оказывать помощь в реализации различных форм наставничества и содействовать развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества;

-       содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, путем формирования условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом.

С другой стороны, педагог во все времена априори выполнял и функцию наставника тоже. Сейчас же речь шла уже о присвоении педагогу особого статуса. И первыми, если верить сайту Академии "Просвещение", это сделали в Ульяновской области, когда приняли законопроект, по которому направление "педагог-наставник" выделили в отдельную категорию учителей.

Теперь данная категория существует и у нас, в Самарском медико-техническом лицее. 18 января 2021 года вышло Распоряжение Министерства образования и науки Самарской области №54-р "О региональной программе многофункционального наставничества педагогических работников в общеобразовательных организациях". Мы, разумеется, не стали оставаться в стороне, и решением Педагогического совета №4 от 16.12.2021 было принято Положение о наставничестве в нашем учебном учреждении, а также созданы пары "наставник – наставляемый" и утверждена Программа наставничества. Цикл ее реализации составляет один учебный год, в начале каждого последующего года пары из наставников и наставляемых формируются заново и утверждаются приказом директора лицея, Аллы Александровны Волчковой. О ходе реализации этой программы каждая образовательная организация отчитывается через модуль "Наставничество" системы "АИС. Кадры в образовании. Самарская область". 

И сегодня мы активно внедряем новые методы работы в данном направлении, чему и будет посвящена вторая часть нашего интенсива. А пока же я хотел бы предложить вашему вниманию фрагмент еще одного вебинара, который буквально на прошлой неделе, 27 октября, провели наши коллеги из МБОУ Гимназия №3. Своим опытом и взглядом на реализацию системы наставничества поделился учитель физики, заместитель директора гимназии, Рафаэль Идрисович Файрушин.

Добавим, что сам Рафаэль Идрисович принимал участие в конкурсе "Наставник + молодой педагог = команда", где наш лицей, что неоднократно отмечалось на наших педагогических мероприятиях, достойнейшим образом представили Любовь Николаевна Лобачева и Анастасия Юрьевна Проничева.

Конкурс "Шаг в будущее 2022-2023"

Конкурс "Шаг в будущее"

Уважаемые гости нашего сайта!

Сообщаем вам, что в данном разделе вы найдёте информацию о ходе реализации проекта "Шаг в будущее" в Самарском медико-техническом лицее, а также общую информацию о программе в целом.

Международный форум "Шаг в будущее"


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование в масштабах страны комплексной и сквозной системы организации исследований и разработок учащихся 8-11 классов и студентов 1 и 2 курсов, обладающих опытом их ведения, которая обеспечивает научно-познавательную преемственность школы и вуза, увязывает в единое целое образовательную, научно-технологическую, методическую и коммуникационную деятельности, включая цифровое и информационное сопровождение

ЗАДАЧИ:
Задача 1. В период февраля–июля 2023 г. для вовлечения в проект участников целевой группы организовать широкое распространение информации о проекте в регионах страны, подготовить и провести первый в рамках проекта Международный форум научной молодёжи «Шаг в будущее»

Задача 2. В период февраля–декабря 2023 г. для научно-технологической подготовки участников целевой группы подготовить и провести Российский инновационный лекторий и Всероссийскую дистант-школу, разработать и сформировать раздел исследовательского обучения на Интернет-площадке «Карьера и компетенции будущего»

Задача 3. В период марта 2023 г.–января 2024 г. для наращивания тьюторского, консультационного и ресурсного обеспечения целевой группы организовать проведение на региональном уровне соревнований молодых исследователей и разработчиков, сопровождение лучших проектов на Интернет-площадке «Стартапы будущего»

Задача 4. В период июля 2023 г.–июля 2024 г. для углублённой подготовки участников целевой группы и руководителей проектов, распространения лучших практик привлечения талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок реализовать на российском уровне комплекс учебных и научно-коммуникационных мероприятий

Задача 5. В период сентября 2023 г.–июля 2024 г. для развития научно-технологического взаимодействия целевой группы организовать второй в рамках проекта Международный форум научной молодёжи «Шаг в будущее», обеспечить продвижение наиболее перспективных разработок на Интернет-площадке «Стартапы будущего»


Итоги Международного форума научной молодежи "Шаг в будущее-2023"

Национальная команда молодых исследователей Российской Федерации, сформированная программой «Шаг в будущее», с 20 по 26 августа приняла участие в ведущем мировом первенстве в области науки и технологий – Китайском молодёжном конкурсе науки и технологических инноваций (CASTIC), в г. Ухань и завоевала две золотые (из четырёх присуждённых), серебряную и бронзовую медали — все участники стали победителями и призерами.

Россия в лице программы «Шаг в будущее» входит в состав пяти стран, которые являются официальными партнёрами CASTIC.

> Пресс-релиз об итогах форума




Нормативные документы МАОУ СМТЛ о подготовке и проведению регионального этапа:

> Приказ №267-од от 16.11.2022 "О проведении регионального конкурса-выставки "Шаг в будущее - Самара" в 2022-2023 учебном году"
> Приказ №268-од от 17.11.2022 "Об утверждении состава Экспертной комиссии регионального конкурса-выставки "Шаг в будущее - Самара"
> Положение о Региональном конкурсе-выставке "Шаг в будущее - Самара"
> Протокол работы Экспертного совета (шаблон)
> Отчёт о проведении Регионального этапа Всероссийского конкурса-выставки (временно недоступно)

Ниже вашему вниманию представлен небольшой фотоотчет о работе секций в рамках регионального отборочного этапа конкурса-выставки "Шаг в будущее", который прошёл 2 декабря 2022 года, в пятницу. Учащиеся 2-11 классов представили свои работы на следующих секциях:
— «Инженерные науки в техносфере настоящего и будущего»,
— «Естественные науки и современный мир»,
— «Математика и информационные технологии»,
— «Социально-гуманитарные науки в современном обществе».

8oKVKAo_Q0Q.jpg gxcfKcNJOFw.jpg JDB5DySo4hw.jpg jH4565L8_yQ.jpg L5SmedLxxdA.jpg MOftZhBqKSU.jpg ocoslFcU9nU.jpg t1dhexrbp1U.jpg V-eZ_M2wCF4.jpg vkdyQ_u_Ykg.jpg

Поздравляем всех участников с защитой своих проектов! Все отмечены сертификатами, а лучшие работы будут направлены на презентацию в Москву. Скажем также, что остальные фотографии с прошедшего мероприятия доступны в официальном сообществе "СМТЛ" в социальной сети "ВКонтакте": https://vk.com/album-211351649_289354659



Молодёжь. Наука. Бизнес

Дорогие друзья! В данном разделе вы найдёте необходимую информацию о проекте "Молодёжь. Наука. Бизнес" - Всероссийском конкурсе-выставке научно-технологических и социальных предпринимателей, проводимого при поддержке Фонда президентских грантов:

> О проекте "Молодёжь. Наука. Бизнес"
> Справка о проекте
> Презентация проекта "Молодёжь. Наука. Бизнес"
> Полное описание проекта
> Основные мероприятия проекта
> Список организаций-партнёров проекта
> Организационно-методические материалы
> План подготовки и проведения регионального этапа Всероссийского конкурса-выставки "Молодёжь. Наука. Бизнес"

Также представляем вашему вниманию электронный сборник и видеофильм с обзором лучших инновационных и бизнес-проектов российских школьников-исследователей, выпущенных по итогам проведения мероприятий проекта «Молодёжь. Наука. Бизнес», которые реализует Российское молодёжное политехническое общество (РМПО) при поддержке Фонда Президентских грантов:

Ссылка на сборник: http://www.step-into-the-future.ru/business-projects/

Ссылка на видеофильм: https://youtu.be/A0TPm0CBEcs

* * *

Итоги проекта "Молодежь. Наука. Бизнес" за 2022 год

В ноябре-декабре 2022 года состоялась Всероссийская дистант-школа «Научно-технологические лидеры будущего». Программа дистант-школы вызвала беспрецедентный интерес среди школьников и студентов, занимающихся научными исследованиями, разработками и научно-технологическим предпринимательством. Для участия в 27 интерактивных вебинарах дистант-школы поступило 52926 заявок из 87 субъектов Российской Федерации. В числе базовых организаций вебинаров – госкорпорации, высокотехнологичные компании, в том числе резиденты «Сколково», научно-исследовательские институты мирового уровня, ведущие университеты.

Всероссийская дистант-школа стала завершающим мероприятием проекта «Молодёжь. Наука. Бизнес» (полное название проекта: «30 лет программе “Шаг в будущее”: развитие научно-технологического и социального предпринимательства школьников-исследователей с использованием интерактивной цифровой среды» - прим.), реализуемого Российским молодежным политехническим обществом при поддержке Фонда президентских грантов. В течение 2021-2022 годов в рамках проекта состоялось 92 мероприятия (бизнес-презентации, образовательные и экспертно-консультационные) на региональном, федерально-окружном уровнях. При осуществлении проекта предпринимательское продвижение получили более 5000 разработок школьников-исследователей. Проект охватил 15000 участников, из них 6500 школьников из всех федеральных округов, 2100 образовательных и научных организаций. Реализация проекта позволила привлечь 308 организаций реального сектора экономики и инновационного развития, представители которых приняли участие в мероприятиях проекта и в разработках молодых исследователей. Были выпущены электронный сборник и видеофильм с обзором лучших инновационных и бизнес-проектов школьников-исследователей России. В 2022 году начала действовать пилотная версия Интернет-площадки для сообщества молодых научно-технологических и социальных предпринимателей, обеспечивающая продвижение, тьюторскую и ресурсную поддержку проектов, вовлечение в разработки и проектные коллаборации.

В результате проведения мероприятий проекта «Молодёжь. Наука. Бизнес» в масштабах страны сформирована система предпринимательского развития школьников-исследователей, имеющие научно-технологические или социальные проекты не учебного типа. Участники целевой группы получили предпринимательские, инновационные знания в области создания новых технических устройств и технологических процессов, способствующих развитию их исследований и разработок.

Участники проекта, принявшие участие в анкетировании, отметили улучшение их взаимодействия с организациями инновационной системы страны ‒ научными университетами, институтами инновационного развития, высокотехнологичными предприятиями, доступность предпринимательского консультирования, а также рост мотивации к инновационной деятельности и научному предпринимательству.

Фото Проект МНБ.png

Программа «Шаг в будущее» – Технологическому сувернитету и лидерству России

6 февраля был дан старт амбициозному проекту «Программа “Шаг в будущее” – технологическому суверенитету и лидерству России», направленному на вовлечение в экономику страны талантливых школьников и студентов, ведущих научно-технологическую деятельность на профессиональном уровне. Проект стал победителем конкурса грантов Президента Российской Федерации и реализуется Российским молодёжным политехническим обществом (РМПО).

Проект призван внести вклад в обеспечение ключевого принципа развития страны, определённого Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, – «достижение настоящего технологического суверенитета, создание целостной системы экономического развития, которая по критически важным составляющим не зависит от иностранных институтов».

Важнейшим фактором достижения технологического суверенитета и лидерства России является привлечение талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок, вошедшее в число основных задач Десятилетия науки и технологий. Наибольший эффект даёт самостоятельная научно-технологическая деятельность, ведущая к получению и внедрению полезных для общества результатов.

Целью проекта является формирование в масштабах страны комплексной и сквозной системы организации исследований и разработок учащихся 8-11 классов и студентов 1 и 2 курсов, обладающих опытом их ведения. В период 2023-2024 годов будет выполнено 5000 молодёжных исследований и разработок, к работе с молодыми талантами планируется привлечь 1200 учёных и специалистов, 300 организаций науки, реального сектора экономики и инновационного развития, 1000 образовательных организаций.

Особый социальный эффект при реализации проекта дадут: научно-технологическое продвижение разработок молодёжи, работа среди сельской молодёжи по выявлению талантов и научной подготовке, расширение возможностей участия в исследованиях и разработках на этапе перехода от среднего образования к высшему, онлайн-коммуникации ведущих учёных с учащимися, учителями и руководителями проектов, популяризация научно-технологической деятельности молодёжи через СМИ (в первую очередь с использованием работ и достижений сверстников).

Проект получил беспрецедентный уровень поддержки. В его адрес поступило 124 обращения от организаций, взявших на себя партнёрские обязательства, в том числе от Минобрнауки России, Минобороны России, РАН, РАО, РСПП, Россотрудничества, Общественной палаты РФ, Госкорпораций «Роскосмос», «Ростех», «Росатом», АНО НАРК, Фонда «Сколково», Фонда инфраструктурных и образовательных программ, Российского общества «Знание», 10 высокотехнологичных компаний, 23 ведущих вузов, 15 научных организаций, ряда других.

Деятельность программы «Шаг в будущее» получила высокую оценку Правительства Российской Федерации. Заместитель Председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко отметил: «Поиск, сопровождение, поддержка одарённых детей являются одним из основных направлений работы Правительства. Программа «Шаг в будущее» стала одним из инструментов, который помогает нам находить талантливых ребят даже в удалённых от научных центров городах и посёлках... Их разработки в области инженерных, естественных, социально-гуманитарных наук, математики и информационных технологий имеют шансы на продолжение и внедрение в реальном секторе экономики».

Первым крупным мероприятием проекта будет Международный форум «Шаг в будущее», который соберёт в марте-апреле 2023 года цвет молодёжной науки – более 1000 школьников и студентов из стран Европы, Америки, Азии, Африки, Океании. Форум пройдёт на базе 14 всемирно известных научно-исследовательских институтов и 13 ведущих российских университетов.

Для подготовки к форуму программа «Шаг в будущее» организовала работу Всероссийской дистант-школы «Научно-технологические лидеры будущего». Для участия в 27 вебинарах школы было подано 52926 заявок от школьников и студентов из 87 субъектов Российской Федерации. Наибольшее количество заявок поступило из Донецкой народной республики (9779), Приморского края (5752), Москвы (4755), Санкт-Петербурга (1911), Ростовской области (1719), ряда других регионов.

В сегодняшней сложной геополитической обстановке Международный форум «Шаг в будущее» станет эффективным инструментом народной дипломатии, позволит наладить непосредственное общение молодых талантливых россиян, патриотов своей страны, с многочисленными сверстниками из-за рубежа.

Баннер проекта.jpg

Молодежь мира - вызовам современности

Дорогие друзья!

Предлагаем вашему вниманию информацию о международном форуме научной молодёжи "Шаг в будущее" - "Молодежь мира - вызовам современности", организованном при поддержке Фонда Президентских грантов и посвящённом 175-летию со дня рождения отца русской авиации Н.Е. Жуковского

Пресс-релиз и очерк форума "Молодёжь мира - вызовам современности"

Баннер-2 (к очерку и пресс-релизу).jpg