Самарский медико-технический лицей

Организация проектной и исследовательской деятельности в СМТЛ


Общие положения:

  1. Все учащиеся СМТЛ принимают участие в проектной деятельности;
  2. Учащиеся 1-4 классов выполняют информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудито­рии;
  3. учащиеся 6-8 классов выполняют практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций или модели) или проект с элементами исследования какой-либо про­блемы, продуктом которого могут служить учебное пособие, рекомендации или модели, иллюстрирующие результаты исследования;
  4. Первый этап реализации проекта – ежегодная лицейская конференция (март-апрель); второй этап – городская и региональная конференции; третий этап – всероссийские конференции.

Регламент организации проектной деятельности учащихся 5-11 классов МАОУ СМТЛ в 2023-2024 учебном году


Проектная деятельность учащихся регламентируется следующими нормативными документами:

1. Положение о проектной деятельности обучающихся

2. Приказ "Об организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов МАОУ СМТЛ г.о. Самара в 2023-2024 учебном году" №180/1-од от 31.08.2023

3. Приказ "Об организации проектной деятельности учащихся 8-9 классов МАОУ СМТЛ г.о. Самара в 2023-2024 учебном году" №182-од от 31.08.2023

4. Приказ "Об организации проектной деятельности учащихся 10-11 классов МАОУ СМТЛ г.о. Самара в 2023-2024 учебном году" №183-од от 31.08.2023


Организация обучения проектной деятельности

I. К проекту предъявляются определенные требования, которые объясняются или на занятиях ОПД (5-8 классы) или научными руководителями, курирующих проектную деятельность уч-ся 9-11 классов:

·       наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира;
·       создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.);
·       практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;
·       совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий (охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
·       самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
·       структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
·       использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
·       определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
·       выдвижение гипотез и их решений;
·       обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
·       обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
·       сбор, систематизация и анализ полученных данных;
·       подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
·       выводы, выдвижение новых проблем исследования.
 

II. Руководство проектом предполагает совместную деятельность руководителя проекта и учащегося.


Таблица 1.  Общая схема взаимодействия руководителя проекта и проектировщика

Шаги Деятельность руководителя проекта Деятельность проектировщика
Шаг №1 Объясняет тему проекта, мотивирует учащегося, помогает   окончательно сформулировать тему проекта Выбор темы проекта
Шаг №2 Устраивает обсуждение темы проекта, ее проблемности,  актуальности и значимости для сообщества и науки; объясняет базовые данные, разъясняет технологию работы по проекту Определение проблемности и актуальности разрабатываемой темы, ее значимости для сообщества или науки
Шаг №3 Уточняет  информацию по проекту, уточняет источники информации, работает с «информационными пакетами», полученными проектировщиком, помогает структурировать «Введение», «Главу №1». Наблюдает, консультирует, помогает в анализе полученных теоретических данных, обсуждает альтернативные данные. Изучение теоретических материалов по проекту
Шаг №4 Помогает в разработке рабочей гипотезы, объясняет цели и задачи проекта Разработка рабочей гипотезы, постановка целей и задач
Шаг №5 Совместно с проектировщиком составляет план работы над проектом, обосновывает критерии успеха Разработка плана работы над проектом
Шаг №6 Помогает составить перечень методик, необходимых для исследования, наблюдает и консультирует по методикам проведения исследования Выбор методик исследования, их описание
Шаг №7 Наблюдает, консультирует и уточняет  план исследовательской деятельности. Организует возможность проведения исследования, проверяет и корректирует план исследования или план регистрации данных Разработка плана исследования, ведение дневника исследования или дневника регистрации данных
Шаг №8 Консультирует по вопросу обработки данных, анализа полученных результатов, формулировки выводов. Обработка результатов
Шаг №9 Проверяет и корректирует письменный отчет Подготовка письменного отчета по проекту
Шаг №10 Проверяет и корректирует стенд или презентацию проекта Подготовка стенда или презентации проекта
Шаг №11 Проверяет и корректирует проект  устного выступления Подготовка работы и устного выступления
Шаг №12 Помогает в сборе рецензий и отзывов, формирует предварительную оценку работы. Предварительная презентации работы, выставка афиш, сбор рецензий и отзывов. Внесение поправок в работу.
Шаг №13 Организует выступление  проектировщика на конференциях  различного уровня Презентация работы на конференциях  различного уровня (реферат, доклад, тезисы, буклет, дневник исследования)

     
Таблица 2. Алгоритм исследовательской деятельности в разных областях наук


Математическое направление (математика, информатика, экономика)
Решение нестандартных задач или представление других способов решения задач, их описание, изложение алгоритма решения задачи, анализ входных и выходных данных, составление программных модулей, анализ результатов численного решения задач.


Условия проведения исследования (проверки гипотезы):

  • Необходимые методики
  • Величины измерения;
  • Материалы для каждого этапа работы
  • Последовательность выполняемых наблюдений и точная фиксирование результатов наблюдений
  • Рациональная форма записи информации
  • Форма  отчетности по исследовательской части работы (дневник регистрации данных)
  • Анализ  отдельных фактов или явлений, выявление связей между ними
  • Обработка результатов, их представление в виде таблиц, диаграмм и графиков
  • Формулирование предварительных  выводов
  • Составление рекомендаций и  перспектив использования полученных в ходе исследования результатов



Естественнонаучное направление (физика, химия, медицина, биология, экология) Гуманитарное направление (психология, социология, педагогика, языкознание, история)
1 Проведение экспериментов, опытов, длительных визуальных наблюдений, наблюдений с помощью специальных приборов, анализ документов и других литературных источников, прогнозирование, составление моделей по полученным экспериментальным и опытным данным. Решение проблем обучения, воспитания, развития образовательной среды; разработка моделей социальной среды и исторических событий, анализ архивных литературных документов, прогнозирование, выявление недостатков и поиск решений проблем
2 Условия проведения исследования (проверки гипотезы) Условия проведения исследования (проверки гипотезы)
3
Необходимые методики Необходимые  методики
4
Величины измерения; Величины измерения;
5
Приборы и материалы для каждого этапа работы Материалы для каждого этапа работы
6
Последовательность выполняемых опытов, наблюдений и точная фиксирование результатов наблюдений Последовательность выполняемых наблюдений и точная фиксирование результатов наблюдений
7
Рациональная форма записи информации Рациональная форма записи информации
8
Форма  отчетности по экспериментальной части работы (дневник регистрации данных) Форма  отчетности по исследовательской части работы (дневник регистрации данных)
9 Анализ  отдельных фактов или явлений, выявление связей между ними Анализ  отдельных фактов или явлений, выявление связей между ними
10 Обработка результатов, их представление в виде таблиц, диаграмм и графиков Обработка результатов, их представление в виде таблиц, диаграмм и графиков
11 Формулирование предварительных  выводов Формулирование предварительных  выводов
12 Составление рекомендаций и  перспектив использования полученных в ходе исследования результатов Составление рекомендаций и  перспектив использования полученных в ходе исследования результатов
 

III. Обязательным итогом проектной деятельности являются конференции различного уровня    

Таблица 3. Проектная деятельность учащихся МАОУ СМТЛ в 2023-2024 учебном году
 
Класс Форма работы Длительность Форма защиты проекта Сроки защиты проекта
5-е Групп. 1 год Устное групповое выступление с презентацией на лицейской конференции 5-х классов «Я – Самарец!» 16.05. 2024
6-е Индив/ групп. 1 год 1. Театральный проект
«Один сезон» (1-е полугодие)
Или: Театр на английском языке (и т.п.)
2. Стендовая защита проектов на лицейской конференции 6-7 классов «Первые шаги в науку» (2-е полугодие)


Декабрь 2023

26.04.2024
7-е Индив. 1 год Устное выступление с представлением печатной работы на лицейской конференции 6-7 классов «Первые шаги в науку» 26.04.2024
8-е Индив. 2 года В конце 8-го класса:
Стендовая защита проекта на лицейской конференции 8-11 классов «Мысль! Творчество! Личность!»
В конце 9-го класса:
Устное выступление с представлением печатной работы на лицейской конференции 8-11 классов «Мысль! Творчество! Личность!»
или
Открытые городские медицинские чтения «Первые шаги в медицину»
или
«Высший пилотаж-Самара»
или
«Шаг в Будущее-Самара»


22.03.2024


Март 2025

Апрель 2025

Декабрь 2024

Декабрь 2024
 9-е Индив. 1 год Устное выступление с представлением печатной работы на лицейской конференции 8-11 классов «Мысль! Творчество! Личность!»
или
Открытые городские медицинские чтения «Первые шаги в медицину»
или
«Высший пилотаж-Самара»
или
«Шаг в Будущее-Самара»
            22.03.2024

20.04.2024

20.12.2023

01.12.2023
10-е Индив. 2 года В конце 10-го класса:
Стендовая защита проекта на лицейской конференции 8-11 классов «Мысль! Творчество! Личность!»
В конце 11-го класса:
Устное выступление с представлением печатной работы на лицейской конференции 8-11 классов «Мысль! Творчество! Личность!»
или
Открытые городские медицинские чтения «Первые шаги в медицину»
или
«Высший пилотаж-Самара»
или
«Шаг в Будущее-Самара»


22.03.2024


Март 2025

Апрель 2025

Декабрь 2024

Декабрь 2024
11-е Индив. До декабря 2023 г. Устное выступление с представлением печатной работы на конференции
«Высший пилотаж-Самара»
или 
«Шаг в Будущее-Самара»
или
«Первые шаги в медицину»
или
Тезисы по материалам проекта для сборника статей 11-х классов

01.12.2023

20.12.2023

20.04.2024

Январь 2024