ПОЛОЖЕНИЕ
о региональном этапе
Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь-2023»
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
о региональном представителе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Самарский медико-технический лицей» городского округа Самара (далее МАОУ СМТЛ г.о. Самара)
Директор: кандидат психологических наук, доцент, заслуженный работник муниципальной сферы
Самарской области Алла Александровна Волчкова
Юридический адрес: 443100, город Самара, ул. Полевая, 74
Телефоны: +7(846)332-93-26, 337-55-66
Электронная почта: smtl@samara.edu.ru; Сайт: smtl.ru
Координатор конкурса: Гамина Светлана Николаевна
( 89272602027; s.gamina@yandex.ru)
Ответственный секретарь оргкомитета: Карева Наталья Владимировна
( 89063400064)
XVI Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь - 2023» (региональный этап) состоится 31 марта 2023 года в очном формате в учебном корпусе МАОУ СМТЛ по адресу: г. Самара, ул. Больничная, 1
Заявки на конкурс принимаются только через электронную форму до 20 марта по ссылке:
https://forms.yandex.ru/u/63e36ae7e010db1304387f77/
Форма представления презентационных материалов на конкурс допускается любая (презентация, стенд, видеоролик или иное).
Основные требования к материалам: материалы должны быть удобны для использования самим ребенком в ходе рассказа о собственном исследовании. Тексты работ не рассматриваются.
Материалы на 1 тур (заочный) также принимаются до 20 марта 2023 года на электронный адрес ja-issledovatel@yandex.ru
Финал Всероссийского конкурса пройдёт в мае 2023 года.
1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи регионального Конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» (далее – Конкурс), порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.
1.2. Конкурс проводится МАОУ СМТЛ г.о.Самара - Координационным центром Конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в Самарской области, при поддержке Министерства образования и науки Самарской области, Самарского государственного социально – педагогического университета.
1.3. Региональный Конкурс ориентирован на выявление и поддержку детей дошкольного и младшего школьного возраста, проявляющих исследовательскую активность и реализующих ее в собственных творческих продуктах.
1.4. Принципы организации конкурса, содержательные требования к работам, к процедуре защиты, а также критерии оценки подробно изложены в статье Савенков А.И., Обухов А.С. Методические рекомендации по подготовке и проведению Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – Исследователь!» (http://mpgu.su/wp-content/uploads/2018/12/2018-Researcher3-4.pdf, стр. 177-215).
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
2.1. Цель Конкурса – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
2.2. Задачи Конкурса:
- Содействие развитию творческой исследовательской активности детей.
- Формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни.
- Содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками и младшими школьниками.
- Стимулирование у дошкольников и младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам.
- Содействие формированию у детей научной картины мира.
- Пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.
3. СРОКИ, МЕСТО И ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
3.1. В 2023 году Конкурс проводится в 2 тура:
I тур — заочный. 10 февраля 2023 года — 20 марта 2023 года. Приём и экспертиза представленных в Оргкомитет материалов.
II тур — очный. 31 марта 2023 года. Участие по результатам I тура.
Для участия в 1 туре (заочном) Конкурса необходимо до 20 марта 2023 года заполнить заявку через Yandex-форму https://forms.yandex.ru/u/63e36ae7e010db1304387f77/ и отправить на электронный адрес ja-issledovatel@yandex.ru файлы презентации (до 10-12 слайдов) и/или видеоролик, фотографию стенда и др. Название файлов с презентационными материалами оформить по образцу «СЕКЦИЯ_ОУ_ФИО УЧАСТНИКА_ВОЗРАСТ»
3.2. 2 тур (очный) Конкурс проводится в очном режиме конференции. На выступление каждого ребенка выделяется 10-14 минут. Время распределяется следующим образом:
- 5-7 минут – представление основных этапов и наиболее интересных результатов работы в режиме монолога ребенка. Руководитель работы находится рядом с ребенком, обеспечивает технические аспекты выступления (перелистывание презентации, включение нужных видеороликов при необходимости, демонстрацию необходимых элементов выступления и т.п., не вмешиваясь в выступление).
- 3-7 минут выделяется на вопросы, беседу с ребенком и рекомендации экспертов по содержанию проведенного исследования.
4. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
4.1. Участниками конкурса могут быть все дети дошкольного и младшего школьного возраста. Никаких ограничений, кроме верхней границы возраста (10 лет) не существует.
4.2. К участию в Конкурсе допускаются как индивидуальные участники, так и творческие коллективы (до 3-х человек). Возрастная категория группы (не более 3 человек) определяется по старшему ребенку.
4.3. Участники Конкурса распределяются по пяти возрастным группам:
- до 6 лет (кому на 26 мая 2023 года не исполнилось 7 лет);
- 7 лет (кому на 26 мая 2023 года не исполнилось 8 лет);
- 8 лет (кому на 26 мая 2023 года не исполнилось 9 лет);
- 9 лет (кому на 26 мая 2023 года не исполнилось 10 лет);
- 10 лет (кому на 26 мая 2023 года не исполнилось 11 лет).
Отнесение ребенка к возрастной группе определяется по количеству полных лет на 26 мая 2023 года. Для точности определения возрастной категории воспользуйтесь Онлайн Калькулятором.
ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С КАЛЬКУЛЯТОРОМ
Как найти разницу между двумя датами?
Найти количество дней между двумя датами на калькуляторе очень просто. Ввод осуществляется по формуле «дата-промежуток-дата». Чтобы найти разницу между датой рождения ребенка и 26 мая 2023 года, необходимо:
1) В левой части калькулятора (в области дат) введите по очереди цифры даты. По мере ввода надпись «Д.Д.М.М.Г.Г.Г.Г.» будет постепенно подсвечиваться оранжевым цветом, показывая полноту ввода даты. Таким образом, на экране вы увидите первую дату рождения.
2) После того, как первая дата введена, в центральной области калькулятора выберите действие «Промежуток». На экране отобразится символический знак промежутка в виде отрезка с точками a и b, посередине которого располагается знак вопроса.
3) Теперь снова вернитесь к левой части калькулятора и введите вторую дату: 26.05.2023. После чего нажмите на кнопку «Равно», которая находится в правой части калькулятора прямо под табло.
В результате на экран будет выведена разница между этими двумя датами:

4.4. Организаторы и жюри Конкурса готовы рассматривать любые исследовательские работы и творческие проекты детей указанных возрастных категорий.
4.5. Норма представительства – не более 8-ми работ от одного образовательного учреждения (по 2 работы на каждую секцию и возрастную группу)
5. ПОРЯДОК ВЫДВИЖЕНИЯ ДЕТСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС
5.1. Региональный конкурс является первым этапом Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь».
5.2. Работа может участвовать в конкурсе только один раз.
5.3. Один автор может представлять только одну работу.
5.4. Для участия в конкурсе принимаются исследовательские работы и творческие проекты, выполненные детьми по любым предметным областям (направлениям). Конкурсные процедуры проходят по четырём секциям: «Гуманитарная», «Естественно-научная: живая природа»; «Естественно-научная: неживая природа»; «Физика, математика и техника».
5.5. Каждый участник решает сам, в какой секции будет представляться его работа. Основанием для зачисления работы в ту или иную секцию является заявка, поданная участником конкурса. После того как работа зачислена в одну из секций, её перевод в другую секцию (по желанию автора или организаторов) невозможен.
5.6. По каждому предметному направлению исследовательские работы и творческие проекты могут быть теоретического, экспериментального и практического плана и иметь фантастическую направленность.
5.7. В качестве научного руководителя конкурсной работы могут выступать учителя начальных классов, учителя-предметники, работающие с младшими школьниками, педагоги дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, родители (не более 2х человек).
5.8. При защите детских работ родители могут присутствовать в качестве наблюдателей, но не докладчиков.
6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ КОНКУРСА
6.1. Для организации и проведения конкурса создается организационный комитет, возглавляемый директором МАОУ СМТЛ г.о. Самара
6.2. Оргкомитет определяет и корректирует концепцию конкурса, порядок его проведения.
6.3. Оргкомитет проводит подбор и ротацию членов жюри, выстраивает рейтинг участников на основании протоколов жюри.
6.4. Оргкомитет на основе поданных заявок комплектует список участников каждой секции (предметного направления). Оргкомитет не несет ответственность за несоответствие заявленной участником предметному направлению (секции) и темы/содержания работы.
6.5. Оргкомитет утверждает и направляет победителей Конкурса для участия в финальном туре Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь».
7. ЖЮРИ КОНКУРСА
7.1. Состав жюри утверждается ежегодно на заседании организационного комитета конкурса по каждой предметной номинации.
7.2. В состав жюри могут входить научные сотрудники и преподаватели вузов, учителя, воспитатели, студенты, школьники-победители областных и Всероссийских олимпиад и научно-практических конференций.
7.3. Жюри проводит оценку выполненных работ и подготовленности участников Конкурса в соответствии с критериями проектной и исследовательской работы до 18 баллов (приложение №1 к Положению о Конкурсе).
7.4. Члены жюри имеют право:
- в процессе публичной защиты работы остановить докладчика в случае превышения временного регламента;
- отклонить некорректные вопросы участников дискуссии;
- задавать докладчикам вопросы, не содержащие никаких элементов критики в адрес содержания работы.
7.5. Члены жюри обязаны:
- соблюдать этику проведения публичных заседаний;
- на заседании предметной секции не допускать со своей стороны вопросов к докладчику, содержащих оценочные суждения, и каких-либо замечаний по содержанию исследовательской работы и творческого проекта;
7.6. После выступления всех участников жюри предметной секции заполняют сводные оценочные листы, выстраивают рейтинг работ и определяют победителей и призеров регионального этапа Конкурса. Апелляция по решению жюри не принимается.
8. ПОДВЕДЕНИИ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЁРОВ КОНКУРСА
8.1. Авторы работ, получивших положительные отзывы, а также их руководители, приглашаются на II тур, который будет проходить 31 марта 2023 года (информация о работах, допущенных до участия во II туре, размещается на сайте МАОУ СМТЛ не позднее 27 марта).
8.2. Победители и призёры Конкурса определяются по итогам работы предметных жюри.
8.3. Названия номинаций определяются жюри Конкурса с учётом содержания представленных работ.
8.4. Победители регионального этапа конкурса в каждой секции и возрастной группе (Лауреат конкурса I место) направляются оргкомитетом на Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-исследователь» в г.Сочи (на момент проведения Всероссийского конкурса участнику не должно исполниться 11 лет).
8.5. Все участники и руководители получают электронные сертификаты «Сертификат участника», «Сертификат руководителя».
9. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНКУРСА
9.1. Финансовая база конкурса складывается из спонсорских средств и других источников.
Приложение 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СТЕНДОВЫХ СЛУШАНИЯХ
(по материалам Всероссийского конкурса «Я-исследователь»)
|
Критерий |
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
Замысел исследования / проекта |
Степень авторства замысла, оригинальность |
Ребенок исполнял указания взрослого, без понимания что и зачем делает |
Ребенок выполнял указания взрослого, понимания зачем и почему делает именно так |
Ребенок сам придумал идею проекта или увидел проблему исследования, двигался максимально самостоятельно |
Соответствие темы, цели, задач содержанию |
Большая смысловая путаница (тема про одно, цель про другое, задачи про разное, содержание – как получилось) |
Работа структурирована, но недостаточно, есть смысловые неточности |
Работа целостная, тема, цель, задачи и содержание согласованы |
|
Познавательная ценность темы |
Ребенок воспроизводит заученную информацию, мало понимая ее содержание |
Ребенок узнал много информации в ходе реализации работы, но мало понял про то – «как» (методы, алгоритм реализации замысла) |
Ребенок освоил новые для себя методы исследования или алгоритм реализации замысла |
|
Уровень реализации исследования / проекта |
Соответствие методов проблеме и цели исследования или проекта. Понимание их возможностей |
Методы не адекватны проблеме и цели исследования или проекта, суть методов ребенок не понял, не осознал |
Методы применяются в соответствии с проблемой и целью исследования или проекта, но ребенок плохо понимает почему именно эти методы использованы, что и как он с помощью них получил |
Методы используются в соответствии с проблемой и целью исследования или проекта, осознанно, с пониманием их возможностей (желательно и ограничений) |
Процесс реализации исследования или проекта |
Собственных эмпирических данных фактически нет или они не относятся к решению проблемы исследования. Проект на уровне замысла, нет начала его реализации. Ребенок не может рассказать про ход проведения исследования, реализации проекта |
Эмпирические данные есть, но явно недостаточны / замысел проекта реализован не в полной мере. Ребенок рассказывать про путь реализации исследования или проекта, но затрудняется обосновать последовательность действий |
Собственные данные достаточны для раскрытия проблемы исследования / проектный замысел реализован полностью. Ребенок может детально рассказать про путь реализации исследования или проекта, объясняя последовательность действий |
|
Осмысленность и корректность обобщений и выводов |
Обобщений нет; выводы не вытекают из собственных данных; или автор не понимает написанные взрослым обобщения и выводы |
Обобщения есть, но скорее на уровне констатации. Выводы не очень обоснованы. Автор понимает их суть, но не может их обосновать |
Есть осмысленные обобщения собственных данных, сделаны выводы, вытекающие из обобщений. Автор содержательно и аргументированно их обосновывает |
|
Представле-ние работы |
Самостоятельность подготовки представляемых материалов |
Представляемая работа явно подготовлена взрослым с минимальным участием ребенка |
Представляемая работа подготовлена ребенок вместе со взрослым |
Представляемая работа подготовлена максимально самостоятельно |
Связанность и осознанность изложения |
Текст заучен и воспроизводиться без понимания сути |
Ребенок привязан к заученному тексту, но при обсуждении предъявляет понимание – о чем говорил |
Ребенок объясняет с использованием материала работы, готов вести диалог и дискуссию по работе, может последовательно и с пониманием сути работы рассказывать о ней |
|
Готовность обсуждать работу (ответы на вопросы) |
Затрудняется с ответами на вопросы, не готов обсуждать вопросы по сути исследования или проекта |
На вопросы отвечает, но без глубины понимания сути проблемы своей работы |
Ребенок на ответах на вопросы проявляет максимальную глубину понимания сути своего исследования или проекта |
Приложение 2
Рекомендации по подготовке презентации и выступления
Презентация создается в программе PowerPoint, предназначена для иллюстрации выступления продолжительностью 5-7 минут. Презентация состоит из 8-12 слайдов, текст в презентации выполняется прямым шрифтом (например, Arial), соотношение текстовой, графической, табличной и фото информации сравнимо друг с другом, размер шрифта – не менее 24. Докладчик во время доклада излагает его содержание своими словами (а не зачитывает текст на слайде), периодически обращаясь к изображению. Слайды презентации не должны быть перегружены информацией, применение анимации – минимальное, только в самых необходимых случаях. В случае необходимости, презентация может включать фрагменты медиа-продуктов (фильмов, слайдфильмов, аудиозаписей и т. д.).
Примерный состав слайдов презентации.
А) название доклада, ФИО автора, ФИО руководителя, название организации (возможные варианты построения: текст, фото автора, фото организации, фото объекта исследования).
Б) Цели и задачи работы (возможные варианты построения: текст, рисунок объекта исследования).
В) Блок-схема выполнения работы (Возможные варианты построения: гипотеза – методика – эксперимент - массив данных – обработка, анализ – выводы).
Г) Демонстрация хода исследований. Фото автора или коллектива, выполняющих работу. Карта или схема местности.
Д) Демонстрация объектов исследований (фото образцов, информантов и т. д.) с подписью.
Е) Таблица полученных данных (или массив данных в иной форме).
Ж) Выводы (текст – 3-5 пунктов).
З) Благодарности руководителю и помощникам (возможные варианты построения: текст, рисунок, фото).