Организация проектной и исследовательской деятельности в СМТЛ

Общие положения:
  1. все учащиеся СМТЛ принимают участие в проектной деятельности;
  2. учащиеся 1-4 классов выполняют информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудито­рии;
  3. учащиеся 5-6 классов выполняют практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций или модели);
  4. учащиеся 7-8-х классов выполняют проект с элементами исследования какой-либо про­блемы, продуктом которого могут служить учебное пособие, рекомендации или модели, иллюстрирующие результаты исследования;
  5. первый этап реализации — проекта – это ежегодная лицейская конференция (март-апрель); второй этап – городская и региональная конференции; третий этап – всероссийские конференции.

Организация обучения проектной деятельности

I. К проекту предъявляются определенные требования, которые объясняются или на занятиях ОПД (5-8 классы) или научными руководителями, курирующих проектную деятельность уч-ся 9-11 классов:
  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира;
  • создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.);
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;
  • совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий (охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез и их решений;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.
 
II. Руководство проектом предполагает совместную деятельность руководителя проекта и учащегося.

Таблица 1.  Общая схема взаимодействия руководителя проекта и проектировщика
Шаги Деятельность руководителя проекта Деятельность проектировщика
Шаг №1. Объясняет тему проекта, мотивирует учащегося, помогает   окончательно сформулировать тему проекта Выбор темы проекта
Шаг №2 Устраивает обсуждение темы проекта, ее проблемности,  актуальности и значимости для сообщества и науки; объясняет базовые данные, разъясняет технологию работы по проекту Определение проблемности и актуальности разрабатываемой темы, ее значимости для сообщества или науки
Шаг №3 Уточняет  информацию по проекту, уточняет источники информации, работает с «информационными пакетами», полученными проектировщиком, помогает структурировать «Введение», «Главу №1». Наблюдает, консультирует, помогает в анализе полученных теоретических данных, обсуждает альтернативные данные. Изучение теоретических материалов по проекту
Шаг №4 Помогает в разработке рабочей гипотезы, объясняет цели и задачи проекта Разработка рабочей гипотезы, постановка целей и задач
Шаг №5 Совместно с проектировщиком составляет план работы над проектом, обосновывает критерии успеха Разработка плана работы над проектом
Шаг №6 Помогает составить перечень методик, необходимых для исследования, наблюдает и консультирует по методикам проведения исследования Выбор методик исследования, их описание
Шаг №7 Наблюдает, консультирует и уточняет  план исследовательской деятельности. Организует возможность проведения исследования, проверяет и корректирует план исследования или план регистрации данных Разработка плана исследования, ведение дневника исследования или дневника регистрации данных
Шаг №8 Консультирует по вопросу обработки данных, анализа полученных результатов, формулировки выводов. Обработка результатов
Шаг №9 Проверяет и корректирует письменный отчет Подготовка письменного отчета по проекту
Шаг №10 Проверяет и корректирует стенд или презентацию проекта Подготовка стенда или презентации проекта
Шаг №11 Проверяет и корректирует проект  устного выступления Подготовка работы и устного выступления
Шаг №12 Помогает в сборе рецензий и отзывов, формирует предварительную оценку работы. Предварительная презентации работы, выставка афиш, сбор рецензий и отзывов. Внесение поправок в работу.
Шаг №13 Организует выступление  проектировщика на конференциях  различного уровня Презентация работы на конференциях  различного уровня (реферат, доклад, тезисы, буклет, дневник исследования)
     
Таблица 2. Алгоритм исследовательской деятельности в разных областях наук
Математическое направление (математика, информатика, экономика) Решение нестандартных задач или  представление других способов решения задач, их описание, изложение алгоритма решения задачи, анализ входных и выходных данных, составление программных модулей, анализ результатов численного решения задач. Условия проведения исследования (проверки гипотезы) Необходимые  методики Величины измерения; Материалы для каждого этапа работы Последовательность выполняемых наблюдений и точная фиксирование результатов наблюдений Рациональная форма записи информации Форма  отчетности по исследовательской части работы (дневник регистрации данных) Анализ  отдельных фактов или явлений, выявление связей между ними Обработка результатов, их представление в виде таблиц, диаграмм и графиков Формулирование предварительных  выводов Составление рекомендаций и  перспектив использования полученных в ходе исследования результатов
Естественнонаучное направление (физика, химия, медицина, биология, экология) Гуманитарное направление (психология, социология, педагогика, языкознание, история)
1 Проведение экспериментов, опытов, длительных визуальных наблюдений, наблюдений с помощью специальных приборов, анализ документов и других литературных источников, прогнозирование, составление моделей по полученным экспериментальным и опытным данным. Решение проблем обучения, воспитания, развития образовательной среды; разработка моделей социальной среды и исторических событий, анализ архивных литературных документов, прогнозирование, выявление недостатков и поиск решений проблем
2 Условия проведения исследования (проверки гипотезы) Условия проведения исследования (проверки гипотезы)
  1. 3
Необходимые методики Необходимые  методики
  1. 4
Величины измерения; Величины измерения;
  1. 5
Приборы и материалы для каждого этапа работы Материалы для каждого этапа работы
  1. 6
Последовательность выполняемых опытов, наблюдений и точная фиксирование результатов наблюдений Последовательность выполняемых наблюдений и точная фиксирование результатов наблюдений
  1. 7
Рациональная форма записи информации Рациональная форма записи информации
  1. 8
Форма  отчетности по экспериментальной части работы (дневник регистрации данных) Форма  отчетности по исследовательской части работы (дневник регистрации данных)
9 Анализ  отдельных фактов или явлений, выявление связей между ними Анализ  отдельных фактов или явлений, выявление связей между ними
10 Обработка результатов, их представление в виде таблиц, диаграмм и графиков Обработка результатов, их представление в виде таблиц, диаграмм и графиков
11
Формулирование предварительных  выводов Формулирование предварительных  выводов
12 Составление рекомендаций и  перспектив использования полученных в ходе исследования результатов Составление рекомендаций и  перспектив использования полученных в ходе исследования результатов
 
III. Обязательным итогом проектной деятельности являются конференции различного уровня    

Таблица 3. Перечень конференций различного уровня
   № Название конференции Статус конференции
1 Форум  научной молодежи «Шаг в будущее» Всероссийская г. Москва
2 Национальное достояние России Всероссийская г. Непецино
3 «Юность. Наука. Культура» Всероссийская г. Обнинск
4 Форум информационных технологий Всероссийская (г. Москва, г. Казань, г. Санкт-Петербург)
5 «Я – исследователь» Окружная конференция г. Самара
6 Конференция по проектной деятельности (7-8 классы) Лицейская
7 Конференция по проектной деятельности (5-6 классы) Лицейская
8 День науки (9-11 классы) Лицейская
 
  • Итоги НИР учащихся лицея в 2015–2016 учебном году можно посмотреть здесь