Организация проектной и исследовательской деятельности в СМТЛ
Общие положения:
- Все учащиеся СМТЛ принимают участие в проектной деятельности;
- Учащиеся 1-4 классов выполняют информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории;
- учащиеся 6-8 классов выполняют практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций или модели) или проект с элементами исследования какой-либо проблемы, продуктом которого могут служить учебное пособие, рекомендации или модели, иллюстрирующие результаты исследования;
- Первый этап реализации проекта – ежегодная лицейская конференция (март-апрель); второй этап – городская и региональная конференции; третий этап – всероссийские конференции.
Регламент организации проектной деятельности учащихся 5-11 классов МАОУ СМТЛ в 2023-2024 учебном году
Проектная деятельность учащихся регламентируется следующими нормативными документами:
1. Положение о проектной деятельности обучающихся
2. Приказ "Об организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов МАОУ СМТЛ г.о. Самара в 2023-2024 учебном году" №180/1-од от 31.08.2023
3. Приказ "Об организации проектной деятельности учащихся 8-9 классов МАОУ СМТЛ г.о. Самара в 2023-2024 учебном году" №182-од от 31.08.2023
4. Приказ "Об организации проектной деятельности учащихся 10-11 классов МАОУ СМТЛ г.о. Самара в 2023-2024 учебном году" №183-од от 31.08.2023
Организация обучения проектной деятельности
I. К проекту предъявляются определенные требования, которые объясняются или на занятиях ОПД (5-8 классы) или научными руководителями, курирующих проектную деятельность уч-ся 9-11 классов:
· наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира;· создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.);
· практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;
· совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий (охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
· самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
· структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
· использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
· выдвижение гипотез и их решений;
· обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
· обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
· сбор, систематизация и анализ полученных данных;
· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
· выводы, выдвижение новых проблем исследования.
II. Руководство проектом предполагает совместную деятельность руководителя проекта и учащегося.
Таблица 1. Общая схема взаимодействия руководителя проекта и проектировщика
Шаги | Деятельность руководителя проекта | Деятельность проектировщика |
Шаг №1 | Объясняет тему проекта, мотивирует учащегося, помогает окончательно сформулировать тему проекта | Выбор темы проекта |
Шаг №2 | Устраивает обсуждение темы проекта, ее проблемности, актуальности и значимости для сообщества и науки; объясняет базовые данные, разъясняет технологию работы по проекту | Определение проблемности и актуальности разрабатываемой темы, ее значимости для сообщества или науки |
Шаг №3 | Уточняет информацию по проекту, уточняет источники информации, работает с «информационными пакетами», полученными проектировщиком, помогает структурировать «Введение», «Главу №1». Наблюдает, консультирует, помогает в анализе полученных теоретических данных, обсуждает альтернативные данные. | Изучение теоретических материалов по проекту |
Шаг №4 | Помогает в разработке рабочей гипотезы, объясняет цели и задачи проекта | Разработка рабочей гипотезы, постановка целей и задач |
Шаг №5 | Совместно с проектировщиком составляет план работы над проектом, обосновывает критерии успеха | Разработка плана работы над проектом |
Шаг №6 | Помогает составить перечень методик, необходимых для исследования, наблюдает и консультирует по методикам проведения исследования | Выбор методик исследования, их описание |
Шаг №7 | Наблюдает, консультирует и уточняет план исследовательской деятельности. Организует возможность проведения исследования, проверяет и корректирует план исследования или план регистрации данных | Разработка плана исследования, ведение дневника исследования или дневника регистрации данных |
Шаг №8 | Консультирует по вопросу обработки данных, анализа полученных результатов, формулировки выводов. | Обработка результатов |
Шаг №9 | Проверяет и корректирует письменный отчет | Подготовка письменного отчета по проекту |
Шаг №10 | Проверяет и корректирует стенд или презентацию проекта | Подготовка стенда или презентации проекта |
Шаг №11 | Проверяет и корректирует проект устного выступления | Подготовка работы и устного выступления |
Шаг №12 | Помогает в сборе рецензий и отзывов, формирует предварительную оценку работы. | Предварительная презентации работы, выставка афиш, сбор рецензий и отзывов. Внесение поправок в работу. |
Шаг №13 | Организует выступление проектировщика на конференциях различного уровня | Презентация работы на конференциях различного уровня (реферат, доклад, тезисы, буклет, дневник исследования) |
Таблица 2. Алгоритм исследовательской деятельности в разных областях наук
Математическое направление (математика, информатика, экономика)
Решение нестандартных задач или представление других способов решения задач, их описание, изложение алгоритма решения задачи, анализ входных и выходных данных, составление программных модулей, анализ результатов численного решения задач.
Условия проведения исследования (проверки гипотезы):
- Необходимые методики
- Величины измерения;
- Материалы для каждого этапа работы
- Последовательность выполняемых наблюдений и точная фиксирование результатов наблюдений
- Рациональная форма записи информации
- Форма отчетности по исследовательской части работы (дневник регистрации данных)
- Анализ отдельных фактов или явлений, выявление связей между ними
- Обработка результатов, их представление в виде таблиц, диаграмм и графиков
- Формулирование предварительных выводов
- Составление рекомендаций и перспектив использования полученных в ходе исследования результатов
№ | Естественнонаучное направление (физика, химия, медицина, биология, экология) | Гуманитарное направление (психология, социология, педагогика, языкознание, история) |
1 | Проведение экспериментов, опытов, длительных визуальных наблюдений, наблюдений с помощью специальных приборов, анализ документов и других литературных источников, прогнозирование, составление моделей по полученным экспериментальным и опытным данным. | Решение проблем обучения, воспитания, развития образовательной среды; разработка моделей социальной среды и исторических событий, анализ архивных литературных документов, прогнозирование, выявление недостатков и поиск решений проблем |
2 | Условия проведения исследования (проверки гипотезы) | Условия проведения исследования (проверки гипотезы) |
3 |
Необходимые методики | Необходимые методики |
4 |
Величины измерения; | Величины измерения; |
5 |
Приборы и материалы для каждого этапа работы | Материалы для каждого этапа работы |
6 |
Последовательность выполняемых опытов, наблюдений и точная фиксирование результатов наблюдений | Последовательность выполняемых наблюдений и точная фиксирование результатов наблюдений |
7 |
Рациональная форма записи информации | Рациональная форма записи информации |
8 |
Форма отчетности по экспериментальной части работы (дневник регистрации данных) | Форма отчетности по исследовательской части работы (дневник регистрации данных) |
9 | Анализ отдельных фактов или явлений, выявление связей между ними | Анализ отдельных фактов или явлений, выявление связей между ними |
10 | Обработка результатов, их представление в виде таблиц, диаграмм и графиков | Обработка результатов, их представление в виде таблиц, диаграмм и графиков |
11 | Формулирование предварительных выводов | Формулирование предварительных выводов |
12 | Составление рекомендаций и перспектив использования полученных в ходе исследования результатов | Составление рекомендаций и перспектив использования полученных в ходе исследования результатов |
III. Обязательным итогом проектной деятельности являются конференции различного уровня
Класс | Форма работы | Длительность | Форма защиты проекта | Сроки защиты проекта |
5-е | Групп. | 1 год | Устное групповое выступление с презентацией на лицейской конференции 5-х классов «Я – Самарец!» | 16.05. 2024 |
6-е | Индив/ групп. | 1 год |
1. Театральный проект «Один сезон» (1-е полугодие) Или: Театр на английском языке (и т.п.) 2. Стендовая защита проектов на лицейской конференции 6-7 классов «Первые шаги в науку» (2-е полугодие) |
Декабрь 2023 26.04.2024 |
7-е | Индив. | 1 год | Устное выступление с представлением печатной работы на лицейской конференции 6-7 классов «Первые шаги в науку» | 26.04.2024 |
8-е | Индив. | 2 года |
В конце 8-го класса: Стендовая защита проекта на лицейской конференции 8-11 классов «Мысль! Творчество! Личность!» В конце 9-го класса: Устное выступление с представлением печатной работы на лицейской конференции 8-11 классов «Мысль! Творчество! Личность!» или Открытые городские медицинские чтения «Первые шаги в медицину» или «Высший пилотаж-Самара» или «Шаг в Будущее-Самара» |
22.03.2024 Март 2025 Апрель 2025 Декабрь 2024 Декабрь 2024 |
9-е | Индив. | 1 год |
Устное выступление с представлением печатной работы на лицейской конференции 8-11 классов «Мысль! Творчество! Личность!» или Открытые городские медицинские чтения «Первые шаги в медицину» или «Высший пилотаж-Самара» или «Шаг в Будущее-Самара» |
22.03.2024 20.04.2024 20.12.2023 01.12.2023 |
10-е | Индив. | 2 года |
В конце 10-го класса: Стендовая защита проекта на лицейской конференции 8-11 классов «Мысль! Творчество! Личность!» В конце 11-го класса: Устное выступление с представлением печатной работы на лицейской конференции 8-11 классов «Мысль! Творчество! Личность!» или Открытые городские медицинские чтения «Первые шаги в медицину» или «Высший пилотаж-Самара» или «Шаг в Будущее-Самара» |
22.03.2024 Март 2025 Апрель 2025 Декабрь 2024 Декабрь 2024 |
11-е | Индив. | До декабря 2023 г. |
Устное выступление с представлением печатной работы на конференции «Высший пилотаж-Самара» или «Шаг в Будущее-Самара» или «Первые шаги в медицину» или Тезисы по материалам проекта для сборника статей 11-х классов |
01.12.2023 20.12.2023 20.04.2024 Январь 2024 |